В феврале 2024 года подведены итоги и вручены заслуженные награды участникам VIII Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности», который проходил в 2023 году. Работы обучающихся оценивались по шести номинациям.

В номинации «Социальный проект», тематике «Гражданственность. Служение Отечеству», в возрастной группе 11-15 лет, 1 место заняла команда юнармейцев ГБОУ СОШ №164, представившая социальный проект «Школа гражданского становления». Это четвертая победа подряд на данном Всероссийском конкурсе обучающихся школы №164. Руководитель проекта – Хадаев Сергей Александрович, преподаватель-организатор ОБЖ, педагог дополнительного образования.

Цель проекта обучающихся: развитие патриотического сознания молодежи, подготовка юношей к службе в армии, формирование российской гражданской идентичности, ценностных ориентаций, определяющих направленность личности с целостным, разносторонним отношением к жизни.

Штаб проекта создал условия для реализации творческих способностей обучающихся через формирование у них активной гражданской позиции, интереса к судьбе Отечества. Каждому участнику проекта был разработан индивидуальный воспитательный маршрут, для обеспечения поэтапного формирования российской гражданской идентичности.

В рамках проекта обучающиеся:

- организовали поисково-исследовательскую деятельность по сбору исторических материалов по теме «Улицы Победы Санкт-Петербурга» и на основе собранных материалов проводили патриотические квесты;

- создали волонтерскую группу для проведения патриотических акций по благоустройству воинских    захоронений на территории Красногвардейского района Санкт-Петербурга;

- на базе Военного института ДПО ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» провели военную подготовку обучающихся 10 классов для формирования позитивного отношения юношей к военной службе.

Главным социальным партнером юнармейцев школы №164 в реализации социального проекта «Школа гражданского становления» является Военный институт ДПО ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

13.12.2023 в ИМЦ Красногвардейского района прошел семинар «Современные педагогические практики и роль преподавателя ОБЖ в гражданском и военно-патриотическом воспитании молодежи», на котором выступил Хадаев С.А. по теме: "Детско-взрослое сообщество социального проекта как пространство формирования российской гражданской идентичности обучающихся". В своем выступлении педагог поделился с коллегами новизной инновационной практики, обратил внимание, что для решения поставленной цели при реализации проекта использовался не только системно-деятельностный подход, но и полисубъектный, антропологический, компетентностный, аксиологический, личностно-ориентированный. Это позволило формировать сложную структуру гражданской идентичности, которая состоит из 4-х компонентов: когнитивного, ценностно-смыслового, эмоционального; деятельностного. Каждый подход способствовал формированию одного из компонентов в различной степени.

В организации проектной деятельности была использована технология коллективной творческой деятельности Иванова по организации совместной деятельности детей и взрослых, как традиционную, так и личностно-ориентированную. Каждому участнику проекта разрабатывался индивидуальный воспитательный маршрут, который состоял из различных опережающих творческих заданий, что обеспечивало поэтапное формирование российской гражданской идентичности с выраженной динамикой развития от низкого через достаточный к высокому уровню.

Созданная педагогическая система, субъектами которой являются педагоги, родители и обучающиеся, позволяет изучать динамику сформированности гражданской компетентности каждого обучающегося; вносить коррективы в данный процесс в соответствии с уровнем сформированности указанного качества у обучающихся; проводить воспитательное соревнование среди обучающихся.

Мосиенко Анастасия Игоревна,
Руководитель ОДОД ГБОУ СОШ № 164